Общеотраслевое
Открытия и закрытия магазинов
14 апреля 2003, 23:00 5738 просмотров

Неспешный разговор после …

Когда дети вырастают и наступает момент продолжить их образование, бывшие школьники, а на самом деле их родители, стараются выбрать такое высшее учебное заведение, чтобы будущая профессия пришлась по душе, соответствовала интересам ребенка и пользовалась спросом на рынке. Иногда «востребованную профессию» удается просчитать. Но в последнее время, когда в престижный, перспективный ВУЗ поступить довольно сложно, многие идут в сильные учебные заведения с известными именами и богатой историей. Проверенная школа, десятилетиями отработанная программа дает студентам мощную базу, знания, задатки, которые потом позволяют работать не только по основной профессии. Таких выпускников сейчас большинство.

Конечно, это не самый простой путь, т.к. до нужного уровня приходится дорастать, много работать, осваивать смежные профессии, может быть, доучиваться. Но при достижении намеченного результата такие люди приобретают большую значимость, пользуются авторитетом – ведь все, что относится к их новой работе, они пропускают через себя, полностью погружаются в новое дело, пытаясь стать лучшими, дотянуться до «профессионалов». А ведь их самих уже можно считать профессионалами…

Наверное, в торговой сфере таких «самородков» больше, чем в какой бы то ни было другой области. Отчасти потому, что иногда торговлю считают быстрым способом получить прибыль. С другой стороны, многим кажется, что торговля – это легко и доступно: «спрос определяет предложение», «товар – деньги – товар» и т.п. В действительности же такой период «заблуждений» прошел. И если теоретические знания можно почерпнуть из литературы, то с практикой дело обстоит сложнее.

Практического взгляда не хватает и прессе, и проводимым конференциям и семинарам, а ведь нередко конкретный вопрос некоего ПБОЮЛ может поставить в тупик весь президиум международного конгресса, на котором только что обсуждались проблемы торговли в мировом масштабе.

Поэтому мы с радостью воспользовались возможностью узнать точку зрения практикующих предпринимателей и задали несколько вопросов об их восприятии современной торговли слушателям семинаров, которые проводят НИЦ «Русская линия» и DEBUST-БЮРО. На этот раз слушателями были представители сети магазинов г. Жуковского (Московская область).

Развитие сети началось с небольшого магазина, павильона. «Когда мы открыли первый магазин (это было в 1995-1996 году), мы не знали, как это тяжело. Если бы знали, может, и не открывали бы. Мы начинали работать от прилавка, а не как руководители. Опыта на тот период не было никакого, была неизвестность, риск (вдруг не получится) и желание доказать, что мы можем сделать не хуже, чем профессионалы», — рассказывает Александр Мочалкин, сетевой директор компании «СВА-Трейдинг».

Это было время становления и перехода к новой экономической политике. Тресты разваливались, люди старой формации продавали свои магазины, выгоднее было торговать в небольших палатках, павильонах, которые давали хорошую прибыль. «А мы хотели купить магазины, и все смотрели на нас и говорили – что вы делаете? Я вспоминаю май 1996 года, когда порядка семи магазинов продавались буквально за копейки. Буквально через год эти же магазины покупали на порядок дороже, чем они были готовы продаться в 1996 году. Например, в 1996 году магазин продавали за 15 тыс., а в 1997 году его покупали за 100 тыс. долларов», — продолжает Александр Мочалкин.

Тем не менее, при всех сложностях – нестабильность в государстве, неизвестность, отсутствие сервиса по ремонту торгового оборудования, недостаток фирм, которые могли по заказу привезти нужный прилавок, холодильную витрину – это было относительно удачное время для начала торговли, т.к. был дефицит услуг, не хватало магазинов, следовательно, была относительно слабая конкуренция.

«У нас было самолюбие и желание доказать, что мы не хуже, а может даже и лучше тех директоров социалистического формата, которые думали, что мы ничего не понимание, все это дело завалим. Когда мы к ним приезжали и пытались наладить какие-то контакты, то они смотрели на нас свысока, мол, кто вы такие? Хотя жизнь доказала, что многих предпринимателей, именно местного значения, мы обошли», — говорит Александр Мочалкин.

Сеть развивалась, увеличивалось количество магазинов. В настоящее время в развитых странах на торговые сети приходится от 60 до 90% объема розничного товарооборота. Появление же сетей в России стало признаком того, что отечественная торговля становится более цивилизованной. Правда, отечественные торговые сети, только появившись на свет, сталкивались с трудноразрешимыми проблемами (отсутствие опыта работы по технологии самообслуживания, неумение управлять сетью магазинов и т.п.).

Сейчас трудности тоже существуют, правда, это проблемы другого уровня. «Сейчас к основной сложности можно отнести конкуренцию и политику, которую проводит государство. Она слабо поддерживает предпринимательство. Сложность бухгалтерского учета такая, что приходится держать огромный штат бухгалтерии, и нагрузка на бухгалтерию огромная», — рассказывает Михаил Малышев, финансовый директор компании «СВА-Трейдинг».

Помимо этого, основная сложность сейчас заключается в психологии, в том, чтобы перестроить себя. Приходят новые люди, новые сети, а те магазины, которые работают 5-7 лет (что, в принципе, не очень много) уже смотрят на них как на более оснащенные, более динамичные, и уже «старые» сети пытаются дотянуться до новых. Таким образом, сейчас им приходится переживать практически то же самое, что переживали старые работники торговли шесть лет назад. «Жизнь идет очень быстро. Надо успеть за жизненной ситуацией. Вопросов много – ассортимент, налогообложение – ком вопросов нарастает, нарастает, — подхватывает Александр Мочалкин. — И если сейчас где-то промахнуться, то твою нишу быстро занимают конкуренты, которые больше преуспевают во всех вопросах, они более продвинуты в учете, в товародвижении, в оснащении, в обучении персонала».

Таким образом, развиваться сейчас тяжелее, чем в середине 90-х гг., места остается мало, конкуренция возрастает, как внутренняя, так и внешняя – все научились работать. Если раньше места хватало всем – и рынкам, и магазинам, и наценка была большая, и рентабельность высокая, то сейчас этого уже нет. Сейчас торговля в России представляет собой уже более прозападный вариант, когда приходится бороться за каждую копейку. Сейчас уже нельзя за год увеличить валовой доход вдвое, как раньше. При этом издержки вырастают, в том числе катастрофически большие расходы уходят на налоги, на зарплату. «Рентабельность бизнеса снижается. Начинаешь анализировать – из-за чего: валовой доход растет, рост выручки опережает инфляцию, а сравниваешь состав издержек, и видишь, что основной рост составляет коммунальные платежи, те же транспортные расходы, бензин дорожает, большой рост заработной платы, иначе люди просто уходят, и налогообложение», — поясняет Михаил Малышев.

Большинство специалистов считает, что без государственной поддержки создать серьезную торговую сеть в стране нельзя. Бизнес зависит от государства, от чиновников любого уровня, политика государства по отношению к торговле вообще влияет даже на местное развитие отдельно взятой локальной сети. Несколько особняком стоит конкуренция на уровне среднего, малого бизнеса. Естественно, среднему бизнесу сложно конкурировать с малым, т.к. последний более гибок как в уходе от налогов, так и в приспособлении к колебаниям рынка. По словам Александра Мочалкина, малый бизнес, торговля в палатках, на рынках – это другое. Сколько было попыток закрыть большие рынки, т.к. там мелкие продавцы торгуют по тем же ценам и тем же ассортиментом, что и в магазине. При этом налоги они практически не собирают, т.е. государству от них пользы никакой.

Отдельную сложность составляют сетевые конкуренты. Для региональных сетевых магазинов более опасными конкурентами являются московские компании, нежели западные сети, которые сейчас приходят на российский рынок. Региональный рынок пока не интересен для западных сетей.

Конкуренция с иностранными сетями в принципе отличается от конкуренции с российскими сетями. Во-первых, на Западе технологический процесс уже давно отлажен, им не надо делать инвестиции в приобретение опыта, эти огромные бюджеты западные сети уже потратили в свое время, поэтому все необходимые технологии у них уже есть, а российские сети вынуждены вкладывать большие инвестиции, чтобы «приобрести» отлаженные технологии. «Еще такой фактор в сравнении российских сетей с западными: из-за того, что у них больше средств по сравнению с нашими, у них сейчас задача не получать прибыль на российском рынке, а застолбить место, — объясняет Александр Мочалкин. — Они вкладываются не в реализацию своих ежеминутных прибылей, они хотят продвинуться здесь, в России. Они хотят создать свои сети, где была бы и мелкая, и средняя, и крупная розница. У нас немного другие задачи, у нас задача заключается в получении прибыли. Они свои деньги уже заработали, и могут их вкладывать, а мы их пока только зарабатываем».

Кроме того, благодаря налаженности технологий зарубежные компании имеют гораздо больший ресурс снижения издержек и цен. Если посмотреть на их работу в России (Ашан, Спар), то можно увидеть, что они демпингуют, чтобы привлечь покупателя, чтобы создать свои сети, у них стратегическая задача растягивается на будущее, на многие десятилетия вперед. Российским компаниям пока такое не под силу. «У нас все средства – краткосрочные. Если нам не хватает собственных средств на развитие, то нам приходится занимать их в банке и т.д. За границей все краткосрочные средства «стоят» не очень дорого, и у них есть возможность привлечь средства на долгий срок под небольшие проценты. Разница в стоимости заемных средств – в три-четыре раза, т.е. то, что иностранные компании могут привлечь под 10%, нам приходится привлекать под 25%. Это тоже играет немаловажную роль. Ведь каждая сеть в год может сделать ровно столько, сколько позволяют собственные и заемные средства, размер которых зависит от процентных ставок на рынке», — рассказывает г-н Малышев.

Производительность труда также различается у иностранных и российских сетей: производительность лучших отечественных супермаркетов составляет 80–90% от уровня западных. Кроме того, европейский стандарт качества обслуживания клиентов пока значительно выше отечественного, поэтому при одинаковых ценах покупатель чувствует себя комфортнее в супермаркетах, открытых зарубежными компаниями. Раньше рынок не был насыщен товарами, услугами, сейчас уже идет конкретная борьба за услугу. Сейчас уже практически везде (супермаркет, рынок) цена и товар одинаковы, есть какие-то нюансы, но вообще на 80% ассортимент, да и цена – везде одинаковые. Таким образом, сейчас российской торговле важнее развивать услуги – дизайн, оформление магазина, технологии обслуживания, привлечения покупателей, развитие брэнда. Т.е. то, что на Западе давно практикуется, а в России только сейчас получает свое развитие. Опыт работы тоже только «на руку» западным сетям: они лишь адаптируют свои технологии к российскому рынку, им не нужно разрабатывать что-то новое.

Несколько особняком стоит сложность управления розничными сетями. Неразвитость управления сейчас является насущной проблемой как столичных, так региональных сетей, тогда как западные конкуренты преуспели и в этом. Но, как говорили древние, предупрежден, значит, вооружен. Поэтому в ближайшее время, по прогнозам специалистов, наряду с оформлением магазинов, привлечением покупателей, развитием брэнда необходимо будет развивать и технологию управления и обслуживания.  

© Торговое оборудование в России N1-2003.

Статья относится к тематикам: Общеотраслевое, Открытия и закрытия магазинов
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Неспешный разговор после …

Когда дети вырастают и наступает момент продолжить их образование, бывшие школьники, а на самом деле их родители, стараются выбрать такое высшее учебное заведение, чтобы будущая профессия пришлась по душе, соответствовала интересам ребенка и пользовалась спросом на рынке. Иногда «востребованную профессию» удается просчитать. Но в последнее время, когда в престижный, перспективный ВУЗ поступить довольно сложно, многие идут в сильные учебные заведения с известными именами и богатой историей. Проверенная школа, десятилетиями отработанная программа дает студентам мощную базу, знания, задатки, которые потом позволяют работать не только по основной профессии. Таких выпускников сейчас большинство.

Конечно, это не самый простой путь, т.к. до нужного уровня приходится дорастать, много работать, осваивать смежные профессии, может быть, доучиваться. Но при достижении намеченного результата такие люди приобретают большую значимость, пользуются авторитетом – ведь все, что относится к их новой работе, они пропускают через себя, полностью погружаются в новое дело, пытаясь стать лучшими, дотянуться до «профессионалов». А ведь их самих уже можно считать профессионалами…

Наверное, в торговой сфере таких «самородков» больше, чем в какой бы то ни было другой области. Отчасти потому, что иногда торговлю считают быстрым способом получить прибыль. С другой стороны, многим кажется, что торговля – это легко и доступно: «спрос определяет предложение», «товар – деньги – товар» и т.п. В действительности же такой период «заблуждений» прошел. И если теоретические знания можно почерпнуть из литературы, то с практикой дело обстоит сложнее.

Практического взгляда не хватает и прессе, и проводимым конференциям и семинарам, а ведь нередко конкретный вопрос некоего ПБОЮЛ может поставить в тупик весь президиум международного конгресса, на котором только что обсуждались проблемы торговли в мировом масштабе.

Поэтому мы с радостью воспользовались возможностью узнать точку зрения практикующих предпринимателей и задали несколько вопросов об их восприятии современной торговли слушателям семинаров, которые проводят НИЦ «Русская линия» и DEBUST-БЮРО. На этот раз слушателями были представители сети магазинов г. Жуковского (Московская область).

Развитие сети началось с небольшого магазина, павильона. «Когда мы открыли первый магазин (это было в 1995-1996 году), мы не знали, как это тяжело. Если бы знали, может, и не открывали бы. Мы начинали работать от прилавка, а не как руководители. Опыта на тот период не было никакого, была неизвестность, риск (вдруг не получится) и желание доказать, что мы можем сделать не хуже, чем профессионалы», — рассказывает Александр Мочалкин, сетевой директор компании «СВА-Трейдинг».

Это было время становления и перехода к новой экономической политике. Тресты разваливались, люди старой формации продавали свои магазины, выгоднее было торговать в небольших палатках, павильонах, которые давали хорошую прибыль. «А мы хотели купить магазины, и все смотрели на нас и говорили – что вы делаете? Я вспоминаю май 1996 года, когда порядка семи магазинов продавались буквально за копейки. Буквально через год эти же магазины покупали на порядок дороже, чем они были готовы продаться в 1996 году. Например, в 1996 году магазин продавали за 15 тыс., а в 1997 году его покупали за 100 тыс. долларов», — продолжает Александр Мочалкин.

Тем не менее, при всех сложностях – нестабильность в государстве, неизвестность, отсутствие сервиса по ремонту торгового оборудования, недостаток фирм, которые могли по заказу привезти нужный прилавок, холодильную витрину – это было относительно удачное время для начала торговли, т.к. был дефицит услуг, не хватало магазинов, следовательно, была относительно слабая конкуренция.

«У нас было самолюбие и желание доказать, что мы не хуже, а может даже и лучше тех директоров социалистического формата, которые думали, что мы ничего не понимание, все это дело завалим. Когда мы к ним приезжали и пытались наладить какие-то контакты, то они смотрели на нас свысока, мол, кто вы такие? Хотя жизнь доказала, что многих предпринимателей, именно местного значения, мы обошли», — говорит Александр Мочалкин.

Сеть развивалась, увеличивалось количество магазинов. В настоящее время в развитых странах на торговые сети приходится от 60 до 90% объема розничного товарооборота. Появление же сетей в России стало признаком того, что отечественная торговля становится более цивилизованной. Правда, отечественные торговые сети, только появившись на свет, сталкивались с трудноразрешимыми проблемами (отсутствие опыта работы по технологии самообслуживания, неумение управлять сетью магазинов и т.п.).

Сейчас трудности тоже существуют, правда, это проблемы другого уровня. «Сейчас к основной сложности можно отнести конкуренцию и политику, которую проводит государство. Она слабо поддерживает предпринимательство. Сложность бухгалтерского учета такая, что приходится держать огромный штат бухгалтерии, и нагрузка на бухгалтерию огромная», — рассказывает Михаил Малышев, финансовый директор компании «СВА-Трейдинг».

Помимо этого, основная сложность сейчас заключается в психологии, в том, чтобы перестроить себя. Приходят новые люди, новые сети, а те магазины, которые работают 5-7 лет (что, в принципе, не очень много) уже смотрят на них как на более оснащенные, более динамичные, и уже «старые» сети пытаются дотянуться до новых. Таким образом, сейчас им приходится переживать практически то же самое, что переживали старые работники торговли шесть лет назад. «Жизнь идет очень быстро. Надо успеть за жизненной ситуацией. Вопросов много – ассортимент, налогообложение – ком вопросов нарастает, нарастает, — подхватывает Александр Мочалкин. — И если сейчас где-то промахнуться, то твою нишу быстро занимают конкуренты, которые больше преуспевают во всех вопросах, они более продвинуты в учете, в товародвижении, в оснащении, в обучении персонала».

Таким образом, развиваться сейчас тяжелее, чем в середине 90-х гг., места остается мало, конкуренция возрастает, как внутренняя, так и внешняя – все научились работать. Если раньше места хватало всем – и рынкам, и магазинам, и наценка была большая, и рентабельность высокая, то сейчас этого уже нет. Сейчас торговля в России представляет собой уже более прозападный вариант, когда приходится бороться за каждую копейку. Сейчас уже нельзя за год увеличить валовой доход вдвое, как раньше. При этом издержки вырастают, в том числе катастрофически большие расходы уходят на налоги, на зарплату. «Рентабельность бизнеса снижается. Начинаешь анализировать – из-за чего: валовой доход растет, рост выручки опережает инфляцию, а сравниваешь состав издержек, и видишь, что основной рост составляет коммунальные платежи, те же транспортные расходы, бензин дорожает, большой рост заработной платы, иначе люди просто уходят, и налогообложение», — поясняет Михаил Малышев.

Большинство специалистов считает, что без государственной поддержки создать серьезную торговую сеть в стране нельзя. Бизнес зависит от государства, от чиновников любого уровня, политика государства по отношению к торговле вообще влияет даже на местное развитие отдельно взятой локальной сети. Несколько особняком стоит конкуренция на уровне среднего, малого бизнеса. Естественно, среднему бизнесу сложно конкурировать с малым, т.к. последний более гибок как в уходе от налогов, так и в приспособлении к колебаниям рынка. По словам Александра Мочалкина, малый бизнес, торговля в палатках, на рынках – это другое. Сколько было попыток закрыть большие рынки, т.к. там мелкие продавцы торгуют по тем же ценам и тем же ассортиментом, что и в магазине. При этом налоги они практически не собирают, т.е. государству от них пользы никакой.

Отдельную сложность составляют сетевые конкуренты. Для региональных сетевых магазинов более опасными конкурентами являются московские компании, нежели западные сети, которые сейчас приходят на российский рынок. Региональный рынок пока не интересен для западных сетей.

Конкуренция с иностранными сетями в принципе отличается от конкуренции с российскими сетями. Во-первых, на Западе технологический процесс уже давно отлажен, им не надо делать инвестиции в приобретение опыта, эти огромные бюджеты западные сети уже потратили в свое время, поэтому все необходимые технологии у них уже есть, а российские сети вынуждены вкладывать большие инвестиции, чтобы «приобрести» отлаженные технологии. «Еще такой фактор в сравнении российских сетей с западными: из-за того, что у них больше средств по сравнению с нашими, у них сейчас задача не получать прибыль на российском рынке, а застолбить место, — объясняет Александр Мочалкин. — Они вкладываются не в реализацию своих ежеминутных прибылей, они хотят продвинуться здесь, в России. Они хотят создать свои сети, где была бы и мелкая, и средняя, и крупная розница. У нас немного другие задачи, у нас задача заключается в получении прибыли. Они свои деньги уже заработали, и могут их вкладывать, а мы их пока только зарабатываем».

Кроме того, благодаря налаженности технологий зарубежные компании имеют гораздо больший ресурс снижения издержек и цен. Если посмотреть на их работу в России (Ашан, Спар), то можно увидеть, что они демпингуют, чтобы привлечь покупателя, чтобы создать свои сети, у них стратегическая задача растягивается на будущее, на многие десятилетия вперед. Российским компаниям пока такое не под силу. «У нас все средства – краткосрочные. Если нам не хватает собственных средств на развитие, то нам приходится занимать их в банке и т.д. За границей все краткосрочные средства «стоят» не очень дорого, и у них есть возможность привлечь средства на долгий срок под небольшие проценты. Разница в стоимости заемных средств – в три-четыре раза, т.е. то, что иностранные компании могут привлечь под 10%, нам приходится привлекать под 25%. Это тоже играет немаловажную роль. Ведь каждая сеть в год может сделать ровно столько, сколько позволяют собственные и заемные средства, размер которых зависит от процентных ставок на рынке», — рассказывает г-н Малышев.

Производительность труда также различается у иностранных и российских сетей: производительность лучших отечественных супермаркетов составляет 80–90% от уровня западных. Кроме того, европейский стандарт качества обслуживания клиентов пока значительно выше отечественного, поэтому при одинаковых ценах покупатель чувствует себя комфортнее в супермаркетах, открытых зарубежными компаниями. Раньше рынок не был насыщен товарами, услугами, сейчас уже идет конкретная борьба за услугу. Сейчас уже практически везде (супермаркет, рынок) цена и товар одинаковы, есть какие-то нюансы, но вообще на 80% ассортимент, да и цена – везде одинаковые. Таким образом, сейчас российской торговле важнее развивать услуги – дизайн, оформление магазина, технологии обслуживания, привлечения покупателей, развитие брэнда. Т.е. то, что на Западе давно практикуется, а в России только сейчас получает свое развитие. Опыт работы тоже только «на руку» западным сетям: они лишь адаптируют свои технологии к российскому рынку, им не нужно разрабатывать что-то новое.

Несколько особняком стоит сложность управления розничными сетями. Неразвитость управления сейчас является насущной проблемой как столичных, так региональных сетей, тогда как западные конкуренты преуспели и в этом. Но, как говорили древние, предупрежден, значит, вооружен. Поэтому в ближайшее время, по прогнозам специалистов, наряду с оформлением магазинов, привлечением покупателей, развитием брэнда необходимо будет развивать и технологию управления и обслуживания.  

© Торговое оборудование в России N1-2003.

сеть, магазин, торговля, рынок, год, российский, западный, компания, средство, торговый, технология, новый, конкуренция, времяНеспешный разговор после …
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/nespeshnyy-razgovor-posle/2011-01-21


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052