E-commerce. Маркетплейсы
Крупные мировые ритейлеры
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Общеотраслевое
29 апреля 2016, 21:20 12525 просмотров

Что такое автоматизация?

Retail.ru начинает публикацию серии материалов, подготовленной маркетинговой компанией Mix Research на основе исследования* рынка систем автоматизации торговли. Сбор данных осуществлялся методами Desk research и экспертных интервью с представителями производителей программного обеспечения. В первой части – знакомство с системами автоматизации и их и видами.

Автоматизация торговли – это деятельность по внедрению в торговое предприятие специального оборудования и программного обеспечения, направленная на оптимизацию бизнес-процессов, повышение эффективности торговли, и улучшение обслуживания покупателя. Традиционно выделяют два вида средств автоматизации торговли: программные и аппаратные.

Что такое автоматизация?

Системы автоматизации предприятия сегодня востребованы как никогда ранее, и из конкурентного преимущества постепенно превращаются в необходимый стандарт, без которого бизнес просто не может существовать. При этом сами по себе системы неоднородны и отличаются от других программных продуктов большим дроблением по различным отраслям бизнеса и составом игроков. «Скелет» автоматизации, то есть то, что обычно автоматизируется бизнесом, состоит из трех основных частей: front-office, back-office и складской части.

Схема 1. Скелет систем автоматизации 
Что такое автоматизация?

Наиболее заметна для конечного покупателя автоматизация front-office, так как она направлена непосредственно на взаимодействие с ним. Важная её часть – это кассовые устройства, которые задают алгоритм действий для сотрудника во время продажи (может выводить напоминания о необходимости контроля документов, специальные предложения – скидки и другие маркетинговые акции).

Back-office – это комплексные системы, позволяющие консолидировать и согласовать все бизнес-процессы компании. Именно в back-office системах реализованы инструменты для аналитики и ассортиментного планирования.

«Складская» часть автоматизации – это товароучётная система, warehouse management system (WMS, система управления складом). Её задача – это контроль остатков на складе.

Виды систем автоматизации

Существует несколько вариантов систем автоматизации: серверные, облачные и мобильные. Все эти системы имеют клиентскую и серверную части, где клиентская часть – это программное обеспечение, установленное на компьютере сотрудника, посредством неё происходит ввод данных в систему. Серверная, соответственно, устанавливается на специальном компьютере – сервере, обслуживаемом IT-отделом компании. На нём хранится и обрабатывается информация, происходит её согласование между разными системами.

Ключевое отличие «облачной» технологии – это отсутствие сервера в собственности или аренде у бизнеса, то есть программное обеспечение используется как услуга, а всё необходимое обслуживание производится на стороне поставщика этой услуги. Безусловно, каждая из двух типов систем, серверная и облачная, имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые могут оказать влияние на принятие решения о внедрении системы (см.Таблицу 1).
Таблица 1. Плюсы и минусы серверной и облачной систем автоматизации

Тип системы

Серверная

Облачная

Плюсы

·   Данные хранятся внутри компании;

·   Широкие возможности модификации и масштабирования системы.

·   Низкая стоимость системы;

·   Простота внедрения и освоения бизнесом;

·   Удовлетворительные возможности масштабирования.

Минусы

·    Стоимость установки и поддержки;

·   Сложность и долгосрочность внедрения.

·    Требуется высокая стабильность подключения к Интернету;

·    Данные хранятся на стороне внешней компании.

Предыдущие два типа выделены на основе технологии организации системы. Кроме них, есть ещё третий класс, получивший название «мобильные системы для бизнеса». Ключевое отличие от двух предыдущих – это решаемые задачи, а технологии могут использоваться как облачные, так и серверные. В фокусе их внимания – удалённые процессы и контроль сотрудников, работающих на выезде. По данным задачам мобильные системы делят также на два класса:

1. SFA (sales forces automation) - это класс приложений, в которых акцент сделан на бизнес-процессах, связанных со сбытом.

2. WFM (workforce management) - такие приложения предназначены для управления персоналом и планирования занятости.

Для обоих классов важны GPS и ГЛОНАСС, которые, во-первых, облегчают решение логистических вопросов, во-вторых, являются надёжными инструментами контроля сотрудников.

Действующие лица автоматизации

В процессе автоматизации участвуют несколько компаний:

1. Вендор – это производитель программного обеспечения.

2. Производитель оборудования – компания, специализирующаяся на производстве и поставке того или иного специального оборудования для автоматизации. Примерами такого оборудования являются POS-терминалы и POS-системы (кассовые компьютеры), фискальные регистраторы, сканеры штрих-кодов.

Что такое автоматизация?

3. Интегратор – это компания, занимающаяся внедрением системы автоматизации на предприятии, а также по необходимости дорабатывающая данную систему. Помимо этого, перед внедрением решения они могут оказывать предварительные консалтинговые услуги. Далее они берут на себя техническую поддержку системы, а также готовы предложить более широкий спектр услуг в области IT в качестве аутсорсеров. Консалтинговые услуги – это скорее подготовительный этап, но он имеет ощутимую пользу сам по себе. Подобного рода услуги, вкупе с автоматизацией, помогают предпринимателю разобраться в собственных бизнес-процессах и повысить их эффективность.

На практике, вендоры часто оказывают также услуги интеграторов. В свою очередь, услуги по внедрению также включают в себя поставку оборудования, так что зачастую автоматизируемый бизнес не взаимодействует с поставщиком оборудования напрямую.

Ниже, на Схеме 2 наглядно продемонстрирован процесс внедрения системы автоматизации в организации.
Схема 2. Организация внедрения системы автоматизации
Что такое автоматизация?
Итак, теперь мы имеем представление о том, что такое системы автоматизации, познакомились с их основными функциями и технологиями, а также процессом внедрения. В следующих частях мы ответим на вопрос о том, зачем нужны системы автоматизации, как выбрать подходящую для своего бизнеса, и какие существуют тренды в этой отрасли, разместившейся на пересечении рынка информационных технологий и ритейла.
*Всего было собрано и проанализировано девять интервью с представителями компаний: Mr. Doc, Subtotal, МойСклад (облачные сервисы), FIT – France Informatique & Technologie, Галион, АТОЛ, ГК «Пилот», ГК «Системные технологии», Columbus (серверные системы автоматизации).

Mix Research, отдел b2b исследований

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Что такое автоматизация?Retail.ru начинает публикацию серии материалов, подготовленной маркетинговой компанией Mix Research на основе исследования* рынка систем автоматизации торговли. Сбор данных осуществлялся методами Desk research и экспертных интервью с представителями производителей программного обеспечения. В первой части – знакомство с системами автоматизации и их и видами.

Автоматизация торговли – это деятельность по внедрению в торговое предприятие специального оборудования и программного обеспечения, направленная на оптимизацию бизнес-процессов, повышение эффективности торговли, и улучшение обслуживания покупателя. Традиционно выделяют два вида средств автоматизации торговли: программные и аппаратные.

Что такое автоматизация?

Системы автоматизации предприятия сегодня востребованы как никогда ранее, и из конкурентного преимущества постепенно превращаются в необходимый стандарт, без которого бизнес просто не может существовать. При этом сами по себе системы неоднородны и отличаются от других программных продуктов большим дроблением по различным отраслям бизнеса и составом игроков. «Скелет» автоматизации, то есть то, что обычно автоматизируется бизнесом, состоит из трех основных частей: front-office, back-office и складской части.

Схема 1. Скелет систем автоматизации 
Что такое автоматизация?

Наиболее заметна для конечного покупателя автоматизация front-office, так как она направлена непосредственно на взаимодействие с ним. Важная её часть – это кассовые устройства, которые задают алгоритм действий для сотрудника во время продажи (может выводить напоминания о необходимости контроля документов, специальные предложения – скидки и другие маркетинговые акции).

Back-office – это комплексные системы, позволяющие консолидировать и согласовать все бизнес-процессы компании. Именно в back-office системах реализованы инструменты для аналитики и ассортиментного планирования.

«Складская» часть автоматизации – это товароучётная система, warehouse management system (WMS, система управления складом). Её задача – это контроль остатков на складе.

Виды систем автоматизации

Существует несколько вариантов систем автоматизации: серверные, облачные и мобильные. Все эти системы имеют клиентскую и серверную части, где клиентская часть – это программное обеспечение, установленное на компьютере сотрудника, посредством неё происходит ввод данных в систему. Серверная, соответственно, устанавливается на специальном компьютере – сервере, обслуживаемом IT-отделом компании. На нём хранится и обрабатывается информация, происходит её согласование между разными системами.

Ключевое отличие «облачной» технологии – это отсутствие сервера в собственности или аренде у бизнеса, то есть программное обеспечение используется как услуга, а всё необходимое обслуживание производится на стороне поставщика этой услуги. Безусловно, каждая из двух типов систем, серверная и облачная, имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые могут оказать влияние на принятие решения о внедрении системы (см.Таблицу 1).
Таблица 1. Плюсы и минусы серверной и облачной систем автоматизации

Тип системы

Серверная

Облачная

Плюсы

·   Данные хранятся внутри компании;

·   Широкие возможности модификации и масштабирования системы.

·   Низкая стоимость системы;

·   Простота внедрения и освоения бизнесом;

·   Удовлетворительные возможности масштабирования.

Минусы

·    Стоимость установки и поддержки;

·   Сложность и долгосрочность внедрения.

·    Требуется высокая стабильность подключения к Интернету;

·    Данные хранятся на стороне внешней компании.

Предыдущие два типа выделены на основе технологии организации системы. Кроме них, есть ещё третий класс, получивший название «мобильные системы для бизнеса». Ключевое отличие от двух предыдущих – это решаемые задачи, а технологии могут использоваться как облачные, так и серверные. В фокусе их внимания – удалённые процессы и контроль сотрудников, работающих на выезде. По данным задачам мобильные системы делят также на два класса:

1. SFA (sales forces automation) - это класс приложений, в которых акцент сделан на бизнес-процессах, связанных со сбытом.

2. WFM (workforce management) - такие приложения предназначены для управления персоналом и планирования занятости.

Для обоих классов важны GPS и ГЛОНАСС, которые, во-первых, облегчают решение логистических вопросов, во-вторых, являются надёжными инструментами контроля сотрудников.

Действующие лица автоматизации

В процессе автоматизации участвуют несколько компаний:

1. Вендор – это производитель программного обеспечения.

2. Производитель оборудования – компания, специализирующаяся на производстве и поставке того или иного специального оборудования для автоматизации. Примерами такого оборудования являются POS-терминалы и POS-системы (кассовые компьютеры), фискальные регистраторы, сканеры штрих-кодов.

Что такое автоматизация?

3. Интегратор – это компания, занимающаяся внедрением системы автоматизации на предприятии, а также по необходимости дорабатывающая данную систему. Помимо этого, перед внедрением решения они могут оказывать предварительные консалтинговые услуги. Далее они берут на себя техническую поддержку системы, а также готовы предложить более широкий спектр услуг в области IT в качестве аутсорсеров. Консалтинговые услуги – это скорее подготовительный этап, но он имеет ощутимую пользу сам по себе. Подобного рода услуги, вкупе с автоматизацией, помогают предпринимателю разобраться в собственных бизнес-процессах и повысить их эффективность.

На практике, вендоры часто оказывают также услуги интеграторов. В свою очередь, услуги по внедрению также включают в себя поставку оборудования, так что зачастую автоматизируемый бизнес не взаимодействует с поставщиком оборудования напрямую.

Ниже, на Схеме 2 наглядно продемонстрирован процесс внедрения системы автоматизации в организации.
Схема 2. Организация внедрения системы автоматизации
Что такое автоматизация?
Итак, теперь мы имеем представление о том, что такое системы автоматизации, познакомились с их основными функциями и технологиями, а также процессом внедрения. В следующих частях мы ответим на вопрос о том, зачем нужны системы автоматизации, как выбрать подходящую для своего бизнеса, и какие существуют тренды в этой отрасли, разместившейся на пересечении рынка информационных технологий и ритейла.
*Всего было собрано и проанализировано девять интервью с представителями компаний: Mr. Doc, Subtotal, МойСклад (облачные сервисы), FIT – France Informatique & Technologie, Галион, АТОЛ, ГК «Пилот», ГК «Системные технологии», Columbus (серверные системы автоматизации).

Mix Research, отдел b2b исследований

автоматизация, сервер, облако, интегратор, вендор, front-officeЧто такое автоматизация?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/chto-takoe-avtomatizatsiya/2021-08-04


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052